ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Вопрос 1. Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей. Кривая производственных возможностей.
Ограниченность ресурсов. Экономические ресурсы - это все природные, людские и капитальные ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Они включают большой круг объектов, поэтому возникает необходимость в простейшей классификации этих ресурсов: 1) материальные ресурсы - земля и капитал; 2) людские ресурсы - труд и предпринимательская способность.
Материальные ресурсы. Земля. К понятию 'земля' относятся все естественные ресурсы - все 'даровые блага природы', которые приемлемы в производственном процессе. В эту категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы.
Капитал. Понятие 'капитал' охватывает все средства производства: машины, оборудование, инструменты, фабрично-заводские здания, транспортные средства, сбытовая сеть, т.е. все то, что используется в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю.
Людские ресурсы. Труд - это целесообразная осознанная деятельность людей, направленная на достижение результата. Таким образом, работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинистом, учителем, профессиональным футболистом, физиком, - все они охватываются общим понятием 'труд'. Но труд может быть невостребованным, и тогда он не воплотится в создание каких-либо товаров и услуг. Поэтому целесообразно говорить не о труде, а о рабочей силе, которая реализуется в процессе производства и выступает как функция труда. Рабочая сила - это совокупность всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг.
Предпринимательская способность. В рыночной экономике важное место занимает управленческая деятельность. Она реализуется через предпринимательский труд, или, проще, через предпринимателя.
Функции предпринимателя:
предприниматель - инициатор соединения ресурсов: земли, капитала и труда в единый процесс производства или услуги, являясь движущей силой производства;
предприниматель принимает новые решения и определяет направление деятельности фирмы;
предприниматель - это новатор. Он вводит в производство новые продукты, новые технологии, новые формы организации бизнеса;
предприниматель - это человек риска. В рыночной системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждение за затраченный им труд и его талант могут оказаться или прибыли, или убытки.
Вышеперечисленные группы экономических ресурсов часто называются факторами производства. Все факторы производства обладают одним общим свойством: они редки или ограничены.
Кривая производственных возможностей. Рассмотрим данные таблицы производственных возможностей в графическом изображении.
Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства других продуктов. Чтобы осуществить различные комбинации производства масла и станков, показанные на кривой производственных возможностей, общество должно обеспечить полную занятость ресурсов и полный объем производства. Точки, находящиеся вне кривой производственных возможностей, как, например, точка W, оказалась бы предпочтительнее любой точки на кривой , но они недостижимы при данном количестве ресурсов и при данной технологии производства. Барьер ограниченности ресурсов не допускает какого-либо сочетания производства средств производства и предметов потребления в точке, расположенной вне кривой производственных возможностей.
Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет максимальный объем производства любых двух продуктов. Общество определяет, какую комбинацию этих продуктов оно желает: больше станков означает меньше масла, и наоборот. Ограниченность ресурсов делает неосуществимой всякую комбинацию производства станков и масла, оказывающуюся в точке, расположенной вне кривой производственных возможностей, как, например, точка W.
Вопрос 2. Рыночный спрос и рыночное предложение.
Закон спроса. Для экономического анализа спрос имеет специфическое значение. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой из возможных цен в течение определенного периода времени. Он показывает то количество продукта, на которое будет предъявлен спрос при разных ценах.
Суть закона спроса заключается в следующем: снижение цены ведет к возрастанию величины спроса. И наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Отсюда, закон спроса - это отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса. Что лежит в основе этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации:
1) люди покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершать покупку по сниженным ценам.
2) потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, т.е. принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения.
3) закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.
Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату.
Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители всегда склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Приведем для иллюстрации следующий пример: снижение цены на масло повышает покупательную способность потребителя и позволяет ему покупать больше масла (эффект дохода). При более низкой цене масла его покупка становится относительно более заманчивой, и его покупают вместо маргарина (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.
Кривая спроса. Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси. Закон спроса гласит, что люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой. Это находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.
Далее идет график кривой спроса::::
Закон предложения. Предложение следует рассматривать с точки зрения его величины. Вместо того, чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разное количество товара.
Суть закона предложения такова: с повышением цен соответственно возрастет и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.
Кривая предложения. Прямую связь между величиной предложения и ценой продукта можно изобразить графически: это выражается в восходящем направлении кривой предложения.
Далее идет график кривой предложения :::..
Вопрос 3. Рыночное равновесие. Его механизм. Формирование равновесной цены.
Точка пересечения Е нисходящей кривой спроса D и восходящей кривой S показывает равновесную цену, в данном случае 3 долл. Только при этой цене количество продукта равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В результате на рынке нет ни излишка, ни нехватки данного продукта. Когда цена устанавливается на уровне, при котором решения производителей о продаже и решения потребителей о покупке взаимно согласуются - это называется равновесной ценой. В нашем примере такие решения совместимы друг с другом лишь при цене 3 долл. При любой более высокой цене поставщики хотят продавать большее количество продукта, чем потребители готовы купить, - в результате возникает излишек; при любой более низкой цене потребители хотят купить большее количество, чем согласны продать производители, о чем свидетельствует возникающая нехватка. Расхождения между предложением продавцом и спросом покупателей порождают изменения цены, которые в конечном счете завершаются согласованием между собой этих двух противоположных желаний.
Способность предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. В приведенном случае равновесная цена 3 долл. разгружает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток для потенциальных покупателей. Если бы эти конкурентные цены автоматически не согласовывали друг с другом решения и предложении и спросе, понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы устранять или регулировать нехватки или избытки, которые в противном случае могли бы возникнуть.
Вопрос 4. Роль конкуренции в рыночной экономике. Методы конкуренции.
Свобода выбора, реализующаяся в форме стремления каждого получить для себя больше, служит основой для конкуренции. Конкуренция как коренное свойство чистого капитализма означает следующее:
- наличие на рынке большого числа участников рыночных сделок или независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса;
- свободу вхождения в отрасль или свободу для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их.
Рассмотрим 2 взаимосвязанных аспекта конкуренции:
1. Большое число участников рыночных сделок. Природа конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое количество покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на его цену. Итак, конкуренция, это когда на рынке имеется такое большое количество продавцов, при котором каждый из них, обеспечивая почти мизерную долю общего объема предложения, практически не в состоянии воздействовать на предложение, а следовательно, и на цену продукта. Именно это имеют в виду, когда говорят, что индивидуальный продавец, участвующий в конкуренции, 'отдан на милость рынка'. Та же характеристика справедлива и для тех, кто выступает на рынке в качестве предъявителя спроса. Покупатели там в изобилии, и действуют они независимо друг от друга. Таким образом, одиночные покупатели не в состоянии манипулировать рынком, чтобы получить выгоду (прибыль). Здесь важно следующее положение: широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможности злоупотребления ею. Конкуренция, или экономическое состязание, препятствует экономическим единицам причинять друг другу разрушительный ущерб, когда они пытаются увеличивать свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса. Совершенная конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при чистом капитализме.
2. Свобода вхождения в отрасль. Конкуренция предполагает также, что производителю очень просто вступить в какую-то конкретную отрасль или покинуть ее; не существует искусственных юридических или институциональных препятствий, не допускающих расширения отдельных отраслей. Этот аспект конкуренции обусловливает гибкость, которая жизненно важна для того, чтобы экономика с течением времени сохраняла свою эффективность. Свобода вступления в отрасль необходима, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов.
Вопрос 5. Модели рынка товаров и их характеристики.
В рыночной экономике имеют место четыре основные модели рынка: 1) чистая конкуренция; 2) чистая монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия. Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.
В условиях чистой конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу). Новые фирмы могут легко войти в отрасль.
Чистая конкуренция - это модель рынка, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (местная электрическая компания). Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции.
Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое.
Олигополия - модель рынка, где небольшое число продавцов, и эта 'немногочисленность' означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть стандартизированы (такие, как сталь или алюминий) или дифференцированы (автомобили или компьютеры). Как правило, вступление в олигополистические отрасли - дело очень сложное.
Характеристика четырех основных моделей рынка.
Характерные Модель рынка
черты Чистая конку- Монополисти- Олигополия Чистая
ренция ческая монополия
конкуренция
Число фирм Очень большое Много Несколько Одна
число
Типы продукта Стандартизиро- Дифференциро- Стандартизиро- Уникальный
ванный ванный ванный или (нет замени-
дифференци- телей)
рованный
Контроль Нет Некоторый, Ограниченный Значительный
за ценой но в узких взаимной зави-
рамках симостью; зна-
чительный при
тайном сговоре
Условия вступ- Очень легкие. Сравнительно Наличие суще- Блокировано.
ления в отрасль. Без препятствий. легкие. ственных пре-
пятствий.
Нет.
Неценовая кон- Значительный Очень типична, Главным обра-
куренция. упор на рекла- особенно при зом рекламные
му, отраслевые дифференци- связи фирмы с
знаки, торговые ации продукта. общественными
марки и т.д. организациями
Примеры Сельское Розничная Производство Местные предприятия
хозяйство торговля, про- стали, автомо- общественного
изводство биллей, с/х инвентаря, пользования
одежды, обуви. многих быто-
вых приборов
Вопрос 6. Факторы производства. Замещение факторов.
Сущность проблемы экономии можно проиллюстрировать более четко, используя для этого таблицу производственных возможностей. Этот метод выявляет самую суть проблемы: поскольку ресурсы редки, экономика не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг; необходимо принимать решения о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.
Чтобы наилучшим образом проиллюстрировать проблему экономии, допускаем, что:
- имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству;
- технология производства постоянна.
Предположим, что экономика производит не бесчисленное множество товаров и услуг, как это имеет место в действительности, а лишь два продукта - станки (Х) и масло (Y). Масло символизирует потребительские товары, т.е. те товары, которые непосредственно удовлетворяют человеческие потребности. Станки символизируют средства производства, товары производственного назначения, т.е. те товары, которые обеспечивают эффективное производство потребительских товаров.
Экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами: сколько производить станков - сколько производить масла? Общий объем имеющихся ресурсов ограничен. Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, всякое увеличение производства станков потребует переключения части ресурсов с производства масла. Правилен также и противоположный вывод: если мы предпочтем увеличить производство масла, то необходимо сократить производство станков. Общество не может преследовать две взаимоисключающие цели. В этом суть проблемы экономии.
Возможности производства масла и станков
при полной занятости ресурсов.
Вид продукта Производственные альтернативы
А В С D Е
Масло, сотни тонн 0 1 2 3 4
Станки, тыс.ед. 10 9 7 4 0
Главная идея здесь сводится к следующему: в любой момент времени экономика полной занятости и полного объема производства должна жертвовать частью продукта Х, чтобы получить больше продукта Y. Тот решающий факт, что экономические ресурсы редки, не позволяет такой экономике увеличивать одновременно и тот, и другой продукт: и Х, и Y.
Вопрос 7. Масштаб производства. Эффект масштаба производства.
Известно утверждение, согласно которому последовательное увеличение размеров предприятия в течение какого-то времени влечет за собой снижение издержек производства единицы продукции, но начиная с определенного момента все большие и большие размеры предприятия означают повышение средних издержек. Объясним эту закономерность. Прежде всего надо подчеркнуть, что закон убывающей отдачи в данном случае неприменим, потому что условием его действия является неизменность количества одного из используемых в производстве ресурсов, тогда как в долговременном периоде допускаются изменения в количестве всех ресурсов. Экономисты ее называют положительным и отрицательным эффектами роста масштабов производства или эффектами масштаба.
Положительный эффект масштаба. По мере роста размеров предприятия целый ряд факторов начинает действовать в направлении снижения средних издержек производства:
- специализация производительного труда
- специализация управленческого труда
- эффективное использование капитала
- производство побочных продуктов
Отрицательный эффект масштаба. Со временем расширение фирмы может привести к отрицательным экономическим последствиям и, следовательно, к росту издержек производства на единицу продукции. Основная причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с определенными управленческими трудностями. Разрастание аппарата управления создает проблемы обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты, увеличивает вероятность того, что решения, принимаемые различными звеньями управления, окажутся противоречащими друг другу. В результате страдает эффективность и растут средние издержки производства и т.д.
Логически подходим к выводу: положительный или отрицательный эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру каждой отрасли. Необходимо также принимать во внимание последствия государственной политики, географические границы рынка, компетенцию управленческого персонала и множество других факторов.
Вопрос 8. Издержки производства, их классификация в краткосрочном периоде.
Экономические издержки - это те расходы, которые фирма обязана сделать, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Выбор производства какого-либо товара означает невозможность использования ресурсов для создания какого-то другого товара или услуги. Именно в этой связи, экономические, или временные, издержки любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости, или ценности, при наилучшем варианте их использования.
Существует несколько видов издержек.
Внешние издержки - это денежные расходы, которые фирма несет 'из своего кармана' в пользу 'аутсайдеров', поставляющих трудовые услуги, сырье, топливо, транспортные услуги, энергию и т.д. Внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы. Однако фирма может использовать определенные ресурсы, принадлежащие ей самой. Отсюда, внутренние издержки -это издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс. Например, заработная плата, рента, вознаграждение за труд предпринимателя. То, что получает предприниматель в рамках предприятия, называется нормальной прибылью. Таким образом, издержки - это платежи - внешние или внутренние, включая в последние и нормальную прибыль, необходимые для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного бизнеса.
В краткосрочном периоде различные виды издержек могут быть отнесены либо к постоянным, либо к переменным.
Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменений объема производства.
Переменными называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства.
Сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства есть общие издержки.
Для фирмы важное значение имеют средние издержки - издержки в расчете на единицу продукции.
Еще одна важная категория издержек - это предельные издержки. Предельные издержки - это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции.
Вопрос 9. Прибыль экономическая и бухгалтерская.
Экономисты предпочитают трактовать прибыль в более узком смысле, чем бухгалтеры. Для бухгалтеров 'прибыль' - это то, что остается от общей выручки фирмы после уплаты отдельным лицам и другим фирмам стоимости материалов, капитала и труда, которые были использованы данной фирмой. Такая трактовка прибыли включает только явные издержки, т.е. платежи фирмы внешним поставщикам. Соответственно игнорируются вмененные (скрытые) издержки т.е. издержки на заработную плату, ренту и ссудный процент т.е. прибыль бухгалтерская представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек.
Экономическая, или чистая, прибыль - это то, что остается после вычитания всех издержек, как явных и скрытых издержек на заработную плату, ренту и ссудный процент, так и нормальной прибыли (заработная плата предпринимателя) из общего дохода фирмы.
Поэтому, если фирма едва покрывает издержки, то это значит, что все внутренние и внешние издержки возмещаются, а предприятие получает такой доход, которого едва хватает, чтобы удержать его. Если сумма денежных поступлений превышает экономические издержки, то этот остаток называется экономической, или чистой, прибылью.
Короче говоря, определения прибыли, сделанные экономистами и бухгалтерами, совпадают в том случае, если бухгалтер включает как явные, так и вмененные издержки в совокупные издержки. Экономическая прибыль может быть либо положительной, либо отрицательной (потери).
Далее идет график:::::
Вопрос 10. Экономическая сущность заработной платы. Формы заработной платы.
Заработная плата - это превращенная форма стоимости, или цены рабочей силы. Внешне заработная плата выглядит как цена, выплачиваемая за использование труда. 'Труд' в широком смысле - это труд: 1) рабочих самых разных профессий, 2) специалистов - юристов, врачей, стоматологов, преподавателей и т.д., 3) владельцев мелких предприятий - парикмахеров,
мастеров по ремонту телевизоров. Все они получают заработную плату за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловой активности.
Таким образом, ставка заработной платы суть цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда.
Необходимо провести различие между номинальной и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Это то, что получаем 'в кассе'. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату, т.е. реальная заработная плата - это 'покупательная способность' номинальной заработной платы.
Монопсония (монополия одного покупателя) - это когда наниматель обладает монополистической силой покупать (нанимать) рабочих.
Характерные черты монопсонии:
1. Основная часть всех рабочих занята каким-то конкретным видом труда.
2. Фирма 'диктует заработную плату' в том смысле, что ставка заработной платы находится в прямой зависимости от количества нанимаемых рабочих.
В других случаях может превалировать олигопсония - это когда три или четыре фирмы могут нанимать большую часть предложенного труда на конкретном рынке. Здесь важно отметить следующее: если фирма является крупной по отношению к рынку труда, она вынуждена платить более высокую ставку заработной платы, чтобы получить больше труда.
Вопрос 11. Природа ссудного капитала и его источники.
Ссудный капитал - это денежный капитал, отдаваемый в ссуду и приносящий проценты за счет обслуживания кругооборота ресурсов и продукта, или промышленного и торгового капитала.
Первым источником ссудного капитала служат денежные капиталы, высвободившиеся в процессе кругооборота промышленного и торгового капитала. Такое высвобождение обусловлено:
1) характером оборота основного капитала
2) характером оборота постоянной части оборотного капитала
3) временным накоплением заработной платы от момента продажи товаров до момента выплаты ее
4) собственник капитала в течение ряда лет делает сбережения, чтобы впоследствии производить инвестиции или совершенствовать производство
Итак, возникновение временно свободного денежного капитала является результатом кругооборота индивидуального капитала. Но пока этот капитал находится в виде праздно лежащих денег, он не приносит дополнительной стоимости, т.е. утрачивает характер капитала и превращается в мертвое сокровище. Капитал должен находиться в постоянном движении. Если он не находится в движении, то возникает противоречие между формой (свободные денежные средства) и природой капитала как стоимости, находящейся в непрерывном потоке своего возобновления. Денежный капитал, высвободившийся у одного предпринимателя, не остается у него в 'чулке', а передается им в ссуду другому предпринимателю, который покупает на него средства производства и рабочую силу и извлекает прибыль. Денежный капитал, переданный в ссуду, превращается в ссудный капитал.
Вторым источником ссудного капитала являются денежные доходы и сбережения различных слоев общества. Будучи предназначенными в конечном итоге для личного потребления, они временно поступают в виде вкладов в кредитные учреждения и превращаются в ссудный капитал.
Третьим источником являются капиталы собственников денежного капитала - банкиров или капиталистов-рантье. Они не занимаются производством товаров и услуг, они из денег делают деньги. Кроме того, временно свободные денежные средства государственного бюджета, страховых компаний, профессиональных союзов и других организаций также превращаются в ссудный капитал.
Вопрос 12. Ссудный процент как цена ссудного капитала. Ставка ссудного процента, ее факторы.
Для капитала, отданного в ссуду, процент не является денежным выражением стоимости, поскольку сам ссудный капитал уже выражен в денежной форме. В данном случае процент служит оплатой потребительной стоимости капитала как товара - его способности приносить прибыль. Ссудный капитал есть та часть прибыли, которую функцонирующие капиталисты вынуждены отдавать кредиторам. Прибыль, получаемая от пользования ссудным капиталом распадается на 2 части: процент уплачиваемый за пользование ссудой и предпринимательский доход.
Ставка процента представляет собой отношение суммы годового дохода, получаемого на ссудный капитал, к сумме капитала, отданного в ссуду.
Ставка процента находится в определенной зависимости от нормы прибыли. Так как процент является частью прибыли, то максимальной границей для нормы процента служит норма прибыли. При прочих равных условиях норма процента тем выше, чем выше норма прибыли.
Рыночная норма процента подвержена частым и нередко резким колебаниям. Своего максимума норма процента достигает в разгар кризиса, т.е. тогда, когда норма прибыли падает до минимума. Это объясняется тем, что во время кризиса товары не реализуются, деньги же остро необходимы капиталистам для платежей по ранее выданным долговым обязательствам, поэтому возникает массовая погоня за деньгами как платежными средствами, что вызывает скачкообразное повышение нормы процента.
Таким образом, ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая за использование денег.
Рассматривая роль ставки процента в принятии решений об инвестициях, мы предполагаем отсутствие инфляции. Если имеет место инфляция, то существуют различия между денежной, или номинальной, и реальной ставкой процента. Номинальная ставка - это процентная ставка, выраженная в рублях по текущему курсу. Реальная ставка - это процентная ставка, выраженная в рублях с поправкой на инфляцию.
Ставка процента одновременно влияет как на уровень, так и структуру производства инвестиционных товаров.
Вопрос 13. Рента как факторный доход. Формы земельной ренты.
Земельная рента - это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количества которых (их запасы) строго ограничены. Именно уникальные условия предложения земли и других природных ресурсов, их фиксированное количество отличает рентные платежи от заработной платы, процента, прибыли.
Если землевладелец сдает в аренду только землю как таковую, то арендная плата, т.е. сумма денег уплачиваемая арендатором землевладельцу, совпадает с земельной рентой. Если же землевладелец сдает в аренду землю, на которой имеются сооружения, хозяйственные постройки и т.п., то в арендную плату входят: 1) рента, т.е. плата за пользование землей как таковой, и 2) ссудный процент, уплачиваемый за временное пользование приложенным к этой земле капиталом.
Добавочная прибыль, возникшая на средних и лучших землях, присваиваемая землевладельцем, и образует дифференциальную земельную ренту. Существует 2 формы дифференциальной ренты. Рента, возникшая в связи с различием земель по плодородию и местоположению, называется дифференциальной рентой I. Рента, возникающая в результате дополнительных инвестиций, вызывающих рост производительности труда, называется дифференциальной рентой II.
Таким образом, дифференциальная рента I подразделяется на 2 разновидности:
- рента по плодородию;
- рента по местоположению (расположение земель вблизи рынков сбыта).
Дифференциальная рента по плодородию. Различные участки земли значительно отличаются по производительности. Эта разница в продуктивности происходит главным образом из-за различий в плодородии почвы и таких климатических факторов, как осадки и температура. Менее продуктивная земля даст намного меньшую ренту, а непродуктивная земля - совсем никакой ренты.
Дифференциальная рента по местоположению. Местоположение может быть также важным фактором при объяснении разницы в земельной ренте. При прочих равных условиях арендаторы будут платить больше за единицу земли, которая стратегически выгодно расположена по отношению к материалам, труду и потребителям, чем за единицу земли, местоположение которой удалено от этих рынков. Свидетельство тому - чрезвычайно высокая земельная рента в крупных столичных центрах.
Дифференциальная рента II. Рост производства сельскохозяйственной продукции может происходить двояким образом:
- путем вовлечения в хозяйственный оборот новых земель (рента I)
- путем более интенсивной обработки тех же самых земель (рента II)
Дифференциальная рента II неизбежно возникает в условиях научно-технического прогресса. Новые капиталовложения в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности неизбежно приводят к росту производительности труда и снижению издержек. Таким образом, общим результатом является увеличение размера ренты II.
Вопрос 14. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) И МЕТОДЫ ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ.
Результатом функционирования экономики является национальный продукт, т.е. все товары и услуги, созданные в данной стране за определенный период времени (обычно за год).
Национальный продукт в денежной форме - это общая стоимость товаров и услуг, находящихся в кругообороте страны за определенный период.
Национальный продукт является важнейшим показателем состояния экономики страны, отражающим ее экономический потенциал, уровень жизни населения, сущность экономической и социальной политики.
В странах рыночной и переходной экономики размеры национального продукта определяются по системе национальных счетов (СНС ( РАЗРАБОТАНА В 1953г. И ДЕЙСТВУЕТ БОЛЕЕЧЕМ В 100 СТРАНАХ МИРА). Эта система представляет собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе воспроизводства. Главная цель СНС - описание взаимосвязанных макроэкономических показателей, характеризующих результаты и пропорции экономического развития страны, с целью обеспечения комплексного анализа создания национального продукта и национального дохода.
Валовой национальный продукт можно разделить на:
1. ВНП номинальный - это национальный продукт, рассчитанный в текущих ценах на товары и услуги данного года.
2. ВНП реальный - это национальный продукт данного текущего года, но рассчитанный в ценах на товары и услуги базисного года.
Отношение ВНП номинального (текущего года) к ВНП реальному (текущего года) называется индекс дефлятор ВНП, который равен индексу роста потребительских цен в текущем году по сравнению с базисным годом.
ВНП рассчитывают по:
1. Расходам - это сумма потребительских расходов населения, валовых частных инвестиций, государственных закупок товаров и услуг и чистого экспорта.
2. Доходам - это сумма заработной платы рабочих, ренты, %-в на капитал, доходов собственников предприятий, амортизации основных средств, прибыли, косвенных налогов и чистого дохода национального производства за рубежом.
3. Производству - этот расчет заключается в суммировании добавленной стоимости всех товаров и услуг, произведенных за год национальными факторами производства.
Вопрос 15. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ. ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ.
Сущность денег проявляется в их функциях, которые выражают внутреннюю основу, содержание денег, выполняются при участии людей.
Существуют следующие функции денег:
1)Функция денег как меры стоимости. Эта функция денег заключается в измерении стоимости товаров путем установления цен. Как всеобщий эквивалент деньги определяют стоимость всех товаров. Но не они делают товары соизмеримыми, а общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров. Все товары выступают продуктами общественно необходимого труда, поэтому действительные деньги (серебро и золото), обладающие стоимостью, могут стать мерой стоимости.
2)Функция денег как средства обращения. Эта функция служит для оплаты приобретаемых на рынке товаров, создавая товаропроизводителям условия преодоления индивидуальных и пространственных границ, которые были характерны при обмене товара на товар (Т-Д-Т). Деньги постоянно и непрерывно обслуживают обмен товаров и , следовательно, способствуют их реализации. Деньги реально присутствуют в обращении в отличие от первой функции, где товар оценивается идеально до выхода на рынок. Передача товара покупателю и его оплата осуществляется одновременно, т.е. в обращении должны находиться наличные деньги.
3)Функция денег как средства накопления и сбережения. Деньги, являясь всеобщим эквивалентом и обеспечивая их владельцу получение на рынке любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей появляется тяга к деньгам. Деньги аккумулируются: на предприятиях в форме денежных резервов как необходимое условие кругооборота капитала; у государства как централизованный денежный фонд в бюджете; в банках на счетах, принадлежащих физическим и юридическим лицам; у отдельных физических лиц в виде наличного денежного резерва.
4)Функция денег как средства платежа. Товаропроизводители в силу определенных обстоятельств не всегда продают товары за наличные деньги. Нехватка средств для покупки у хозяйствующих субъектов возникает: при неодинаковой продолжительности периода производства; при сезонном характере изготовления и сбыта ряда товаров. Это приводит к необходимости покупки-продажи товара с рассрочкой платежа. При таком обмене нет встречного движения денег и товара, погашение долгового обязательства является завершающим звеном в процессе купли-продажи. Решением ускорения платежа здесь являются кредитные деньги (банковкие векселя, электронные деньги, т.е. сейчас - кредитные карточки).
5)Функция мировых денег. Эта функция проявляется во взаимоотношениях между странами или между юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах в форме внешнеторговых связей, займов, оказания услуг партнеру. Здесь деньги функционируют как: 1)всеобщее покупательное средство; 2)всеобщее платежное средство; 3)всеобщая материализация общественного богатства.
Деньги обеспечивают всеобщую непосредственную обмениваемость. На них покупают любой товар. Так же деньги выражают меновую стоимость товара. Через них определяется цена товара, а это дает количественное соизмерение разных по потребительной стоимости товаров. И наконец, деньги выступают вещественной формой всеобщего рабочего времени, заключенного в товаре.
6)Современные функции денег и их роль в современной рыночной экономике. Современные деньги в отличие от денег простого товарного производства превращаются в денежный капитал или самовозрастающую стоимость. Предыдущие пять функций обслуживают производство и реализацию общественного капитала через систему денежных потоков между сферами хозяйства, отраслями производства и регионами страны. Организаторами этих потоков являются государства, хозяйствующие субъекты и отдельные лица. В отличие от функций денег, которые являются относительно стабильными и мало подвержены изменениям, роль денег в различных условиях постоянно меняется. Развитие производства приводит к повышению роли денег. Содержание денег и возможности их использования для решения экономических и социальных задач постоянно меняются, приспосабливаясь к условиям производства.
Закон денежного обращения.
Количество денег, необходимое для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К. Марксом.
Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг, а так же уровню цен товаров и тарифов и обратно пропорциональна скорости обращения денег.
Вопрос 16. ИНФЛЯЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ. ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНФЛЯЦИИ НА ЭКОНОМИКУ.
Инфляция - это кризисное состояние денежной системы, возникшее в связи огромным выпуском бумажных денег, что вызывает обесценивание денежной единицы и соответственно рост цен.
Инфляция представляет собой весьма сложное явление, в котором тесно переплетаются экономические, политические и социальные элементы. Она связана с изменением денежной массы и зарождается на денежном рынке.
Виды инфляции:
1) Ползучая (умеренная) - ежегодные темпы прироста цен от 3% до 5-10% - характерна для экономически развитых стран, рассматривающих ее как стимул производства.
2) Галопирующая - среднегодовые темпы прироста цен от 20% до 100% (иногда до 200%), преобладает в развивающихся странах, вызывает беспокойство в обществе.
3) Гиперинфляция - прирост цен более 1000% в год или более 50% в неделю, возникает при экстраординарных условиях в результате коренной ломки всей экономической структуры страны и приводит к дезорганизации производства и рынка.
Воздействие инфляции на экономику ухудшает экономическую ситуацию в стране:
1. Снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенными перспективы развития производства.
2. Происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыли, а так же легче уклониться от налогообложения.
3. Расширяется спекуляция в результате резкого и неравномерного изменения цен.
4. Ограничиваются кредитные операции, так как никто не верит в долг.
5. Обесцениваются финансовые ресурсы государства.
Главное отрицательное социальное последствие инфляции - перераспределение богатства и дохода, если доходы не индексируются, а кредиты выдаются без учета индекса цен.
Инфляция, особенно гиперинфляция, приводящая к обострению экономических и социальных противоречий, требует от государства проведения мероприятий по преодолению инфляции и стабилизации денежной системы.
Главная цель в борьбе с инфляцией - сделать ее управляемой и ослабить ее негативные социально-экономические последствия.
Вопрос 17. МЕХАНИЗМ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ.
В любой рыночной экономике неравномерный рост цен служит важным инструментом поддержания сбалансированных хозяйственных пропорций. Неравновесие и диспропорциональность возможны лишь до определенного уровня, превышение которого приводит к разрушению хозяйства.
Причины инфляции:
1. Из-за неправильной денежной политики центрального банка в обращении появляется избыточная, не обеспеченная товарами масса денег.
2. К инфляции ведет бюджетный дефицит. Ее темпы зависят от организации покрытия бюджетного дефицита (займы правительства в центральном банке, эмиссия денег).
3. К инфляции приводят неверные действия государства в сфере налогообложения (повышение ставки налога на прибыль).
4. Милитаризация экономики (чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса).
5. Монополизация рынков.
6. Внешне экономические факторы (перенос инфляции по каналам мировой торговли, т.е. рост цен на сырье или энергоресурсы).
Вопрос 18. РЫНОК ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦА. ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ.
Достижение высокого уровня занятости является одной из ключевых целей макроэкономической политики.
В результате функционирования экономики происходит формирование определенного уровня и структуры занятости и незанятости населения.
Занятость населения - экономические отношения, характеризующие взаимоотношения между людьми по поводу участия в хозяйственной деятельности, не нарушающие законодательство.
Выделяют три формы занятости: полная, эффективная и рациональная.
Полная занятость может быть при безработице. Такой уровень безработицы называется естественным. Реальный объем национального продукта, произведенного при естественном уровне безработицы, называется производственным потенциалом страны.
Естественный уровень безработицы существует при сбалансированности рынка рабочей труда, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест.
Безработица - это социально-экономическое явление, свидетельствующее о том, что определенная часть трудоспособного населения не находит применения своим умственным и физическим способностям в силу причин, не зависящих от них.
Выделяют следующие виды безработицы:
1. Фрикционная - когда работники или увольняются с целью поиска новой работы, или ищут работу, поскольку им предстоит увольнение.
2. Структурная безработица - связана с изменением в структуре потребительского спроса и технологии производства, которые изменяют структуру общего спроса на рабочую силу, в результате чего спрос на одни профессии сокращается, на другие увеличивается.
3. Циклическая безработица - возникает при падении общего спроса на рабочую силу во всех отраслях, сферах и регионах.
Оценка рынка труда будет неполной без учета:
1. сезонной безработицы - определяется видами сезонных работ в определенных отраслях.
2. скрытая безработица - возникает при использовании такого количества работников в производстве, которое не требуется в данный момент.
3. технологическая - возникает при замене работников машинами, способствующими снижению трудоемкости производимых материальных благ.
Вопрос 19. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА. ВИДЫ ЦИКЛОВ. ФАЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА.
Экономисты давно обратили внимание на то, что в макроэкономике изменения совокупного спроса, предложения, объема производства и дохода осуществляются циклически. Цикличность - это изменения в экономике в течение определенного времени. Но не каждое макроэкономическое изменение является циклическим. Экономическим циклом называется промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономики. Цикл рассматривают как волнообразные колебания вокруг положения равновесия различной длительности.
Выделяют 4 фазы цикла:
1. Пик - такому состоянию экономики соответствует полная занятость, производственные мощности загружены максимально, высокий уровень деловой активности, цены, ставки зарплаты и %-ты.
2. Спад - ей соответствует избыточный капитал, который не находит своего применения в новых инвестициях. Длительный спад называется депрессией, т.е. это застой в производстве, низкий уровень цен и т.д.
3. Низшая точка спада - здесь объем производства и занятость самые минимальные. Предприятия стараются выйти из застоя, приспособиться к низким ценам путем снижения издержек производства.
4. Подъем - на этой фазе повышается инвестиционная активность, заключаются новые контракты, растет спрос на ссудный капитал, сокращается безработица.
Особое место в экономическом цикле занимает кризис. Он проявляется как нарушение равновесия в экономике, как дестабилизация всей экономической системы или отдельных ее сфер.
Существуют следующие типы кризисов:
1. структурный - охватывает несколько экономических циклов. Он вызывается необходимостью перестройки структуры производства на новой технологической основе.
2. циклический - охватывает все отрасли и сферы производства. В результате нарастающих диспропорций в экономике товары не реализуются.
3. частичный - затрагивает отдельную сферу экономики и может произойти на фазе как подъема, так и спада.
4. отраслевой - охватывает отдельные или смежные отрасли экономики.
Выделяют 3 типа экономических циклов:
1. краткосрочные циклы - 3-4 года.
2. среднесрочные циклы - 10-20 лет.
3. долгосрочные циклы - 48-55 лет.
Вопрос 20. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЕГО ФАКТОРЫ. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.
Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование производства и увеличение национального продукта, способствующие решению проблем ограниченности ресурсов и повышению уровня жизни.
Экономический рост в стране имеет экономические и социальные последствия, которые могут быть позитивными или негативными.
Экономические последствия охватывают стадию производства. Среди них наиболее существенны повышение производительности и интенсивности труда, фондовооруженности, улучшение качества рабочей силы, совершенствование технологии и организации производства. Социальные последствия определяются экономическими и охватывают фазы распределения и потребления.
Мировая экономическая наука знает два основных типа экономического роста:
1. Интенсивный тип - характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, основанным на использовании более эффективных и качественно более совершенных факторов производства и технологии, более экономических ресурсов, повышении квалификации работников. Результатом является не только увеличение объема продукции, но и повышение ее качества.
2. Экстенсивный тип - при нем экономический рост достигается за счет использования большего количества факторов производства при сохранении их прежней технической основы. Прирост продукции достигается за счет роста численности работников и увеличения мощности предприятия. В тоже время выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним.
Вопрос 21. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью достижения стабильного экономического развития, характеризующегося отсутствием инфляции и полной занятостью. Проводит денежно-кредитную политику центральный банк страны.
Денежно-кредитное регулирование осуществляется в два этапа:
1. ЦБ воздействует на объем денежной массы, уровень процентных ставок.
2. На втором сведения об изменениях данных факторов передаются в сферу производства, и тем самым оказывается влияние на объем национального дохода, уровень цен, занятость, темпы экономического развития.
Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:
1. операции на открытом рынке.
2. изменение норм обязательных резервов.
3. изменение учетной ставки.
Операции на открытом рынке - наиболее важный оперативный инструмент, с помощью которого ЦБ может влиять на объем имеющихся у банков свободных резервов, а значит, и на предложение денег.
Для того чтобы уменьшить количество денег в обращении, ЦБ продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. При покупке их коммерческими банками он списывает соответствующую сумму с резервных счетов этих банков, тем самым уменьшая их резервы, а значит, и способность создания денег путем кредитования.
Такой инструмент денежно-кредитной политики, как изменение норм обязательных резервов, используется довольно редко.
Изменение учетной ставки - старейший метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит возможность выдачи ссуд ЦБ коммерческим. Предоставляя ссуду, центральный банк увеличивает резервы коммерческого, которые тот использует для выдачи кредита предпринимателям, населению. За ссуду ком. банк платит %. Ставка такого процента называется учетной.
Вопрос 22. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.
Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала(инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ.
На государство возлагается задача защиты прав производителей и потребителей:
- должно быть обеспечено право собственности;
- должно быть разработано налоговое законодательство, уголовное законодательство;
- обеспечение населения товарами и услугами общественного пользования;
- развитие социально-культурной сферы;
- охрана окружающей среды.